Конкурс "Учитель года 2022" номинация "Воспитатель"

Консультация для родителей "Дары Фребеля. Использование игрового набора"

         Сегодня в информационном пространстве существует огромное количество материалов о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда детского сада. В системе воспитания Фребеля.

Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ведь главным даром Фридриха Фребеля все-таки является детский сад, который он придумал. Исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.                                                            

Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

          Это дидактический материал, который можно использовать в домашних условиях, он привлекателен и прост для понимания родителями того, как он может применяться в семейных занятиях с детьми, он мотивирует родителей на участие в различных детско-родительских проектах, вовлекает их в образовательную деятельность в условиях детского сада.

         Для удобства работы с игровым материалом разработан комплект методических пособий из шести книг, включающий карточки игры

«Использование   игрового набора

"Дары Фрёбеля"

http://www.happy-kids.ru/pics/lori/frebel.jpg

 

В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия «Дары Фрёбеля»        

Дары Фрёбеля - дидактический материал, который помогает детям быстрее развиваться. Его изобрел Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, создатель современного детского сада.                  

Чтобы помочь детям быстрее усваивать и закреплять простые навыки, Фридрих Фрёбель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фрёбеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фрёбеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора. Каждый из них служил разным целям.

Дидактически игры Фрёбеля были восторженно приняты во многих странах мира, в том числе и в России.

Почему Дары Фрёбеля популярны во всем мире?

Заслуга Фридриха Фрёбеля в том, что он разработал последовательную систему развития ребенка. Шаг за шагом малыш познает мир, а дары помогают эти знания систематизировать, не путая и не перескакивая с одного предмета на другое. Разнообразие задач, которые включает и лепку, и строительство, и собирание рисунков из предметов, обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

Состав Даров Фрёбеля:

  1. Шерстяные мячики»
  2. «Основные тела»
  3. «Куб из кубиков»
  4. «Куб из брусков»
  5. «Кубики и призмы»
  6. «Кубики, столбики, кирпичики»
  7. Цветные фигуры»
  8. «Палочки»
  9.  Кольца и полукольца»
  10. «Фишки»
  11. «Цветные тела»
  12. «Мозаика. Шнуровка»
  13. «Башенки»
  14. «Арки и цифры»

У всех даров есть свое предназначение.

Концепция творчества

Дети работают с разными по форме и размерам материалами, учатся складывать из них различные комбинации. Например, пятый дар предполагает развитие навыков комбинирования форм по принципу симметрии.

Концепция эквивалентности

Ребенок учится правильно реагировать на характеристики предметов. Дары Фрёбеля учат развивать этот навык. Например, в седьмом даре есть 4 треугольника, из которых нужно собрать два прямоугольника, а потом сравнить размеры получившихся объектов. Ребенок, понимающий концепцию эквивалентности, быстрее даст правильный ответ.

Концепция логических способностей.

С помощью даров Фрёбеля ребенок учится рассуждать и делать умозаключения. Если заниматься с ребенком с дарами 3, 4, 5 и 6, потом можно задавать сложные вопросы, которые требуют времени подумать. Например, можно спросить: сколько кубов можно собрать из четырех треугольников? Ребенок, который уже играл с дарами, быстрее сообразит, что у него получится 2 куба. Он уже закрепил знания, поэтому может на основе опыта решать подобные задачи в уме.

Концепция правил и порядка.

В нашем наборе — 14 даров Фрёбеля, в каждом из которых разные по форме и величине предметы. Собирая их обратно в ящики, ребенок приучается правильно расставлять предметы, соблюдать порядок и последовательность.

Концепция форм

Собирая из различных деталей другие геометрические фигуры, например, из маленьких кубов — большие прямоугольники, ребенок лучше понимает концепцию форм.

Развитие социальных и коммуникативных способностей

Играя вдвоем или в группе, ребенок обучается работать командой: вместе получать результат, слушать друга, взаимодействовать со сверстниками.

Интересные факты о дарах и играх Ф. Фрёбеля

Фридрих Фрёбель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!

Кроме того, именно Фрёбель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фрёбель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

 Большую часть предлагаемых игр и упражнений также можно использовать как семейные. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой карточке есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры. Организация образовательного пространства с помощью игрового набора «Дары Фребеля» обеспечивает все виды детской деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех.

Конспект НОД на тему «Безопасность зимой» для детей средней группы

Цель: создание условий для расширения представлений детей о сезонных изменениях в природе и безопасном поведении зимой.

 Задачи:

Образовательные:

- уточнить сезонные изменения в природе;

- закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на  улице зимой;

- совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы;

-  совершенствовать двигательные умения и навыки.

Развивающие:

- развивать мышление, связную речь, внимание, память, восприятие, творческое воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей безопасное поведение, уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, отзывчивости.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: стаканчики с водой по количеству детей, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки - петельки; колокольчик; сосульки из прозрачной бумаги на нитке.

Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения за изменениями природы зимой, просмотр мультфильмов и презентаций о зиме.

Словарная работа: снегопад, метель, вьюга, иней.


Ход НОД:

I Вводная часть:

Воспитатель звенит колокольчиком и произносит: «Колокольчик мой дружок, собери детей в кружок!» (дети встают в круг).

Воспитатель:

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Ребята, отгадайте загадку:

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома.

Начинается …

Дети: зима!

II Основная часть:

Воспитатель: правильно, сейчас на улице зима, а какая она, опишите ее, пожалуйста.

Дети: белоснежнаякрасивая, холодная, нарядная, волшебная, чудесная.

Воспитатель: как светит солнце зимой? 

Дети: светит, но не греет. День становится короче, ночь – длиннее.

Воспитатель: ребята, какие изменения происходят с деревьями?

Дети: деревья стоят без листьев, в морозную погоду они покрываются инеем.

Воспитатель: когда снежинки с неба падают тихо, это явление как называется? 

Дети: снегопад.

Воспитателькак называется сильный зимний ветер?

Дети: вьюга, метель.

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Зимние слова».

Дидактическая игра «Зимние слова»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитатель: ребята, я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите слова, связанные с зимой и молчите, если не связаны.

Используются слова для игры - снежинка, санки, листопад, трава, сосулька, снеговик, ручьи, сугробы, лыжи, ромашки, рукавички, санки, панама, коньки.

ВоспитательМолодцы, все были внимательны.

Воспитатель: а теперь поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Проводится дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Цель: расширить кругозор детей, научить их анализировать и синтезировать, формировать основы логического анализа окружающей действительности.

- Зимой выпал снег – это хорошо или плохо? (ответы детей)

- Но вот намело много снега и образовались большие глубокие сугробы. Это хорошо или плохо? (ответы детей)

- А мы возьмём лыжи и поедем по сугробам. Это хорошо или плохо? (ответы детей)

- На дороге, когда много снега, снегоуборочные машины не всегда справляются со снегопадом и образуются заторы. Это хорошо или плохо? (ответы детей)

- А когда снег – хорошо? (Можно играть в снежки кататься на санках …)

- Но очень часто зимой под снегом может быть и лёд. Лёд – хорошо или плохо?

Когда лёд – хорошо? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, ходить на зимнюю рыбалку.)

- А когда лёд – плохо? (Можно поскользнуться и упасть, можно провалиться под лёд на реке.)

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно сказали. Но чтобы с вами не случилось несчастье, нужно соблюдать правила безопасности во время гололёда:

- необходимо смотреть под ноги. Обходить замёрзшие лужи, склоны, лестницы;

- не торопиться, не бежать, особенно через проезжую часть, т.к. машина на скользкой дороге не может остановиться сразу;

- двигаться по льду нужно осторожно, наступая на всю подошву.

   Ребята, представьте мы пришли к озеру, оно замёрзло. Можно нам пройтись по льду?

Дети: Нельзя, лёд может быть тонким и можно провалиться.

Воспитатель: правильно, нельзя ходить и кататься по замёрзшим речкам и озёрам и проверять прочность льда ударом ноги. И те, кто ходит по льду подают плохой пример другим. А кататься на коньках нужно только на катке.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой.

Физкультминутка «Зима»

За окном у нас зима.              (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома.              (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт,               (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт.           (Покачивают опущенными руками влево – вправо)

Мы катаемся на санках,         (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги,           (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах,         (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки.           (Имитируют метание)

Воспитатель: Скажите,  в чем лучше лепить снежки и почему? (ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, а можно снег брать в рот? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним правила игры в снежки:

- нельзя целиться в голову и лицо.

- бросать друг в друга обледенелыми снежками и кусками льда, т.к. можно получить травму.

Воспитатель: ребята, какие существуют правила катания с горки?

Дети:

- скатился с горки – сразу же отбегай в сторону;

- заходить на горку сбоку, где не катаются;

- не врезаться в другие санки и в людей, можно столкнуться и получить травму:

- нельзя кататься с горки рядом с  дорогой, попадёшь под машину.

Воспитатель: дети, зимой опасности нас могут подстерегать везде не только под ногами, но и наверху, над головой. Давайте поищем и найдём эти опасности (дети находят сосульки).

Почему же они такие опасные?

Дети: они могут упасть на голову и поранить.

Воспитатель: посмотрите, какие они красивые, блестящие, как леденцы. Так и хочется их лизнуть. Нельзя? А почему?

Дети: Они холодные и грязные, можно заболеть.

Воспитатель: ребята! Мы с вами сегодня говорили о безопасности во время зимних прогулок. О том, что такие весёлые зимние забавы могут приносить не только радость, но и огорчения. А если с вами случилась беда, или вы увидели, что в беду попал другой человек, что нужно сделать?

Дети: позвать на помощь.

Воспитатель: правильно!

III Заключительная часть:

Воспитатель:  Ребята, а ведь скоро Новый год. Давайте сделаем цветные льдинки и украсим ими  наш участок, а когда будем гулять, будем ими любоваться.

Дети: давайте! (садятся за столы).

Воспитатель: Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?(ответы детей). Переливаем аккуратно, не разбрызгивая цветную воду из стаканчиков в формочки. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой?

Дети: Она замёрзнет.

Воспитатель: Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и развесить на участке!

Тематическое занятие «Школа светофорных наук» для детей средней группы.

Цель:  Познакомить детей с разными видами знаков дорожного движения . Создание радостного настроения.

Задачи:  1.Дать детям представление о различных знаках дорожного движения и их назначении.

 

2. Развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы (знаки).

 

3. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.

 

Участники: дети средней группы (4-5 лет).

Форма организации: интегрированное занятие.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Материально - техническое оснащение, реквизит: Дорожные знаки, макет светофора,  кружки (красные, желтые, зеленые).

Направленность занятия социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.  Данное занятие разработано для того, чтобы дети успешно усваивали правила дорожного движения, узнавали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы уже научились играть с машинами, водить их. Шоферы, и взрослые, и дети должны знать правила дорожного движения, чтобы на дорогах не было аварий. Ребята, скажите мне, какой знак помогает нам перейти через улицу?

Дети: Пешеходный переход

Воспитатель: На пути ребят – дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Надо, чуть вперед пройти,

Там  где «зебра» на пути.

«Пешеходный переход»

Можно двигаться вперед.

  Посмотрите, ребята, какие есть знаки, обозначающие пешеходный переход.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! Кто-то оставил для нас письмо. Давайте его поскорее прочтем.

Письмо: «Шлю письмо я вам, друзья,

У меня всего три глаза,

Разноцветные они,

Каким глазом подмигну,

Что вам делать подскажу».

Воспитатель: Ребята от кого же это письмо?

Дети: От светофора

Воспитатель: Ребята, а это еще не все письмо, давайте мы его дочитаем.

Входит светофор плачет.

Светофор: Дорогие ребята, у меня приключилась большая беда. Мои сигналы светофора сломались и разбежались. Прошу вас мне помочь. Желтый огонек я отыскал, а вам надо найти зеленый и красный огоньки.

Воспитатель: Ребята мы же с вами поможем светофору найти его огоньки?

Сейчас мы с вами отправимся в разноцветную страну веселых огоньков и попробуем отыскать зеленый и красный огонек. Но чтобы нам туда попасть и не заблудиться, надо выполнить несколько заданий:

  1.  Пройти по «зебре» (перешагиваем через полоски белой бумаги)
  2.  Светофор (Прыжки по кружкам.  На полу лежат кружки красного, желтого и зеленого цветов, переходить можно только по зеленым кружкам)

Светофор: Молодцы ребята! Вы, наверное, хотите стать настоящими пешеходами и знать правила дорожного движения. А вы знаете, какое самое главное правило?

Дети: Быть внимательными и не торопиться.

Светофор: Вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. У меня есть книжка с загадками о правилах дорожного движения, я думал- думал, гадал-гадал и ни одну загадку не разгадал. Может, мне ребята помогут? (обращается к воспитателю, и передает ему книжку)

Воспитатель: Ну, хорошо, светофор, сейчас мы с ребятами поможем тебе отгадать все загадки.

Как называется дорога для пешеходов? (пешеходный переход)

Как называется дорога для автомобилей  ? (проезжая часть)

Для чего нужен пешеходный переход? ( Чтобы перейти дорогу)

Что нужно делать на красный и желтый сигнал светофора? (стоять)

Что нужно делать на зеленый сигнал светофора? (переходить дорогу)

Где нужно ждать автобус? (на остановке)

Как нужно вести себя в общественном транспорте? (Не кричать, не бегать, не высовывать голову в окно, не разговаривать с водителем)

Почему нельзя играть на проезжей части?

Светофор: Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями и мой зеленый сигнал снова заработал.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поедем искать красный огонек нашего светофора. Поедем мы на поезде. Я буду тепловозом, а вы вагончиками. Поехали! ( Все начинают двигаться приговаривая)

Под веселый стук колес

Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,

Паровоз гудит: Ту-Ту.

(Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается)

Воспитатель: Посмотрите, ребята! А не наш ли это огонек спрятался за дверью?

Дети: Да, наш.

Светофор: Молодцы, ребята, вы нашли все мои огоньки!!!!

Светофор: Ребята, а вы знаете цвета?

Дети: Да.

Светофор: А вот это мы с вами сейчас и проверим, я хочу сыграть с вами в одну очень замечательную игру, а называется она «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из вот этого мешочка предметы и называть  предмет и его цвет. Например  - это яблоко, оно зеленого цвета.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием!

Но теперь нам пора возвращаться на поезде  в детский сад.

Воспитатель: Поехали! ( Все начинают двигаться приговаривая)

Под веселый стук колес

Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,

Паровоз гудит: Ту-Ту.

(Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец ,останавливается).

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в нашу группу.  Мы выполнили наше задание, нашли нашему светофору его огоньки. Теперь мы можем с ним попрощаться.

Светофор: И прежде чем попрощаться, я бы хотел еще раз вас проверить! Я предлагаю вам ,ребята, превратиться в огоньки светофора и поиграть со мной. Каждый из вас получает круг одного из двух цветов. Под веселую музыку мы будем двигаться по кругу. Как только мелодия затихает, мы с вами встаем парами в светофорчики.

Светофор: Молодцы, ребята.Вы настоящие знатоки дорожного движения. За ваше внимание, старание и смекалку я хочу подарить вам шарики моих любимых цветов. Наградить вас медалями  

Дети прощаются со светофором.

Воспитатель: Ребята, для удачного завершения нашего путешествия я хочу поиграть с вами в одну интересную игру. Она называется «Это я, это я, это все мои друзья»  . Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.

Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наше интересное путешествие подошло к концу.

На улице будьте внимательны, дети!

Тведо запомните правило это!

Правило это помни всегда!

Чтоб не случилась с вами беда!

Ожидаемые результаты занятия:

1. Умение легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении,  наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

2. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

 3.Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

 4. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. 5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Конспект интегрированного занятия ко «Дню матери» в средней группе

Тема: « Мама – зоренька моя!»

Цель: Показать значимый для ребёнка образ мамы.

Программное содержание:
Обучающие:
- Уточнить и расширить представление детей о всенародном празднике «День матери». Формирование знаний о празднике «День Матери».
- Разучивание стихов и песен о маме, учить выразительному исполнению.
- Знакомить с народными мудростями и пословицами о маме.
Развивающие:
- Развивать умение подбирать прилагательные слова в передаче образа своей мамы.
- Совершенствовать вокально-слуховую координацию, умение инсценировать и передавать знакомые образы в движении и в пении.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, воображение, эстетический вкус, чувство композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к маме, как к человеку, дарующему жизнь, желание проявлять заботу о ней, внимание.
- Воспитывать желание радовать добрыми поступками, делами.
Интегративные направления:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие.
Материал: Заготовка эскиза будущего букета на ватмане, заготовка цветных маленьких цветочков из цветной бумаги, клеящие карандаши, столики. Искусственный цветок для игры.

Предварительная работа:
- Беседа о празднике.
- Разучивание песен, стихов.
- Рисование на тему: «Портрет для мамочки».
- Изготовление индивидуальных букетов-подарков.

                                Ход занятия.
Звучит песенка «Мама – зоренька».
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет интересный разговор… А на какую тему мы с вами будем беседовать, догадайтесь сами. Поможет вам в этом моя загадка.
Загадка
- Кто любовью согревает
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая,
Моя … родная.
Дети вставляют пропущенное слово – мамочка!

Воспитатель: Правильно, ребята, вы догадались. Сегодня мы поговорим о маме. Всё, что окружает тебя в этом мире, начинается с мамы.
- Люблю тебя, мама, за что, я не знаю.
Наверное, за то, что живу, и мечтаю,
И радуюсь солнцу и светлому дню,
За это, родная, тебя я люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг!
Люблю тебя, мама,
Ты - лучший мой друг!
- В последнее воскресенье ноября в России отмечают «День матери». Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День матери» занимает особое место. У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и ещё не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. А мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – самый дорогой и близкий человек. Она всегда поймет тебя, поможет в трудную минуту. Мама дарительница тепла, любви и красоты.
В этот день им дарят цветы, подарки, говорят много красивых и добрых слов.
Воспитатель: Как хорошо, когда рядом с тобой мама. Для любимой мамочки мы песенку споём.
Исполняется песня « Cолнышко  в окошке».

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласковые слова о маме». Расскажите мне, какие ваши мамы.
Дети становятся в круг. Под музыку передают друг другу цветок. С остановкой музыки, ребёнок с цветком в руках, говорит нежные и ласковые  слова про свою маму.
Воспитатель: Поиграем в игру «Доскажи слово». Я начну, а вы заканчиваете.
- Нет в квартире грязи, хлама, убрала всё чисто …
Дети – мама!
- Борщ в тарелке вкусный самый, так готовит только…
Дети – мама!
- Перед сном надев пижаму, почитать попросим …
Дети – маму!

Воспитатель : Правильно, надо ей помогать, заботиться о ней, а для этого надо быть сильными и ловкими и обязательно делать зарядку каждый день. Физминутка  (стоя).

Дружно маме помогаем (маршируем).

Пыль повсюду вытираем (круговое движение руками).

Мы белье еще стираем (наклоны вниз).

Прополощем, отжимаем (движения по тексту).

Подметаем все кругом (широкие махи руками с переходом с ноги на ногу)

И бегом за молоком (бег на месте).

Маму вечером встречаем (покружились),

Двери настежь открываем  (движения по тексту

Маму крепко обнимаем . ( движения по тексту).

Воспитатель: Молодцы, любите своих мам и помогаете им !А теперь нам пора вернуться в нашу группу и сделать подарок для мамочки.

Ребята, давайте сделаем мамам красивый букет т подарим его им. Да не забудьте поздравить своих мам с праздником «День матери». Вот мамы обрадуются.
Выполняется коллективная работа «Букет для мам» (аппликация).
Воспитатель:  Дети, а, чтобы вы пожелали своим мамам в этот день?
Высказывания детей.
Воспитатель:  Молодцы, ребята. Я уверена, то вы своих мам очень сильно любите.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Земля – наш общий дом »

Цель: Расширение представлений детей о планете Земля, её обитателях.

Задачи:

Создать условия для закрепления знаний детей о  том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые.

Уточнить знания детей о том из чего состоит наша планета и без чего не может быть жизни на Земле.

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, насекомых, птиц, растений, чтение произведения Татьяны Поповой «Солнце и три уголька», разучивание загадок о природе, беседы на тему экологического воспитания. 

Словарная работа: модель планеты Земля

Материал к НОД: ноутбук, презентация , звуки аудиозапись леса, презентация «Земля наш общий дом», домашние и дикие животные, смайлики (грустные, веселые, плачущие), мяч для игры, колокольчик.

                                     Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте всем! Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!».

Солнце встало -

Хватит спать,

Хватить спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой и теплом . Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки. Согрелись у вас ладошки? Мне сегодня от вас потребуется очень большая помощь. Садитесь на стулья.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

« Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Но знают все : и млад, и стар, что она огромный шар»

Дети: это наша планета – Земля . ( Слайд 1)

Воспитатель: Посмотрите вот у меня на столе глобус. Это модель нашей планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая, разноцветная. Земля наш общий дом и для нас, и для животных, и растений.

Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. Есть даже определенные дни, даты (День защитника Отечества, Женский день, День матери, и т. д.). Но не все знают, что есть праздник День Земли. Много происходит в мире аварий, которые наносят вред нашей планете Земля. Вот и решили, хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так и появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Землю нужно охранять

Всячески оберегать. ( показ слайдов 2,3,4,5)

Горы, речки, леса и поля

Это вся наша родная Земля.

Поздравляем с Днём Земли,

Нашу Землю береги,

И она тебя в ответ

Защитит от разных бед.

- Ребята, действительно, мы все с вами живем на Земле. И наш дом стоит на…(земле) .

-Где мы родились….(на земле) .

-За что, мы любим Землю…. (за  то, что родились на ней, за красоту).

-Ребята, а я предлагаю отправиться с вами в путешествие по нашей Земле, где нас ждут интересные встречи (с волшебным колокольчиком).

Колокольчик наш звени

И ребяток в путь зови.

Игра: «Путешествие»

(Идём друг за другом, выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы идем по дорожке, по разогретой от солнца Земле (Шагаем).

Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растираем ладони)

По деревянному мостику, переходим через речку. (Руки в стороны)

Перед нами луг, под ногами мягкая трава. (скользим ногами)

Справа и слева спелые ягоды, собираем их в корзинку. (Выполняем наклоны вправо, влево, приседания)

Перед нами лес, полон сказок и чудес. (Повороты вправо, влево)

Присядем отдохнём и расскажем, кто в лесу живёт.

Пальчиковая игра: «Кто в лесу живёт»

Раз, два, три, четыре, пять,

Детки в лес пошли гулять.

Там живёт лиса,

Там живёт олень,

Там живёт барсук,

Там живёт медведь.

А ещё, какие животные живут в лесу?

Загадки о животных (белка, волк, ёжик, заяц) (отгадки животных показ на слайдах )

1.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)

2. И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
( белка)

3. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(волк)

4. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
( заяц) слайды 6,7,8,9)

-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.

-Ребята слышите голос кто- то нас зовёт на помощь.

Игра: «Домашние и дикие животные»

Подходим к столу (перемешаны все вместе игрушки дикие и домашние животные)

Воспитатель: Надо им помочь иначе дикие животные съедят домашних животных. (Дети делятся на 2 группы), расставить к домику домашних животных, а к деревьям диких. Животные благодарят их за помощь.

-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.

(Звенит колокольчик, продолжаем путешествие).

« Вопрос- ответ»

«Самое большое животное на Земле» (слон)

«Кто из животных быстрее всех бегает?» (гепард)

«Кто из детенышей рождается голым?» (еж)

«У какой птицы самый длинный хвост?» (сорока)

«Кого на Земле больше: птиц, животных или насекомых?» (насекомых) – (слайд 10,11,12,13,14)

Представьте себе, что мы с вами в лесу. Ребята, а как надо вести себя в лесу. Давайте мы с вами вспомним правила поведения. (слайд15)

ФИЗМИНУТКА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!» - аудиозапись звуки леса

Здравствуй, лес, прекрасный лес

(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

(руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою.

(выполнять покачивания направо - налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.

(широко развести руки в стороны, погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои

(поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

- Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.

Игра «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

— Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю,
И убрать забуду? (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.

Игра с мячом. «Кто живет на земле»

— Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)
— Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)
— Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)
— Когда на улице светло? (Днем.)
— Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)
— Для чего нужен воздух? ( Необходим  для дыхания.)
— Что делают пчелы? (Собирают нектар).

Воспитатель: вот и закончилось наше с вами путешествие.

- Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И всем нам нужно жить на Земле дружно. Нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля».

- Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой.

Сегодня мы с вами поговорили о том, что нужно любить, сохранять, поддерживать чистоту, не разбрасывать мусор, ухаживать за животными и растениями и беречь нашу Землю.

Стихотворение о планете Земля:

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой  такой, на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

 Рефлексия.

- Что Вы сегодня узнали нового и интересного?

- В какие игры мы с вами играли?

- Что вам понравилось больше всего?

- Ребята, у меня есть вот такие смайлики веселый, грустный. Кому путешествие понравилось, возьмет себе веселый смайлик, кому было скучно берет себе грустного смайлика. (Спросить у детей, почему у тебя такой смайлик.)